Елена Черникова


Родители
Случайности
Биография
Книги
Журналистика
Фотогалерея
Гостевая
Контакты


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.


<<Вернуться к списку книг

Более подробные рекомендации, касающиеся основ творческой деятельности, молодые журналисты могут прочитать
в "Азбуке журналиста" здесь




"Основы творческой деятельности журналиста"


         Глава 5. Основные способы получения информации

         Для журналиста существует три способа получения информации: наблюдение, интервью, документ.

         Некоторые добавляют к этому списку интуицию, но, как  шутят  математики, интуиция - дочь информации.

         Надо подчеркнуть, что способы эти неравноценны. В каждом отдельном случае они работают по-разному и заново. Каждый журналист знает про себя, какой вид самоинформирования он предпочитает и в каком конкретном случае.

         Рассмотрим каждый способ в отдельности.

 

         Наблюдение. Чем отличается наблюдение, сделанное литератором, от наблюдения, сделанного обычным человеком без профессионального намерения тут же применить полученный результат в творчестве?       Радикальное отличие именно в целеполагании: зачем я смотрю на мир? Что я хочу увидеть? Почему я смею предъявлять миру  свои выводы из увиденного? И, кстати, чем отличается моя личная журналистская оптика от обычной, непрофессиональной?

         Русский писатель, публицист Леонид Леонов в одном интервью  сказал:

         ╚Я всегда стремился участвовать в открытии будущего для всего человечества. Или скажу проще: я смотрю на себя как на переводчика, толмача, стоящего между жизнью и читателем. Я схватываю явления, которые ежедневно происходят на глазах у читателя и которые он далеко не всегда может осознать, обработать, и вывожу формулу, которую я предлагаю ему для обработки╩*.

 

         Такой же масштабный подход к видению жизни необходим ныне каждому серьёзному журналисту. 

         Для первого знакомства с техникой наблюдения  полезно почитать опубликованные записные книжки писателей, журналистов, представителей других творческих профессий, чтобы почувствовать механику обретения   опыта  другими и начать нарабатывать собственный опыт.

         Для второго этапа развития наблюдательности  хорошо бы завести свою записную книжку и регулярно заносить в неё самые разные "запчасти" для будущего "лайнера" (вашего журналистского произведения). Заполняя книжку, поначалу не рассуждайте о полезных и неполезных наблюдениях. Не пытайтесь отделить зёрна от плевел сразу же. Просто записывайте всё приглянувшееся, случайно услышанное, неожиданное, интересное, что-то  внезапно почувствованное, в некий дневник путешественника по жизни. Вы ещё не знаете, как и когда может выручить вас самая незначительная "запчасть". Так же полезно везде, где это возможно (главное  здесь такт и вежливость!), знакомиться с новыми людьми и разговаривать с ними, интересоваться их жизнью и мнениями. Будущие персонажи - везде, кругом. Они же - ваша будущая аудитория. Разве можно упустить хоть одну возможность узнать новое?

         Если хотите - шифруйте свои записи, чтобы ваша творческая кухня не могла открыться никому, кроме вас.  Можете - пишите прямым текстом. Но   обязательно  шифровать наблюдения надо лишь в одном случае: когда записи касаются конкретных людей,  попавших в разного рода конфликтные ситуации. Это замечание относится прежде всего к расследовательской журналистике, но журналистика вся, по большому счёту, есть некое тотальное расследование.

         Опытные журналисты знают, что из таких наблюдательских книжек непосредственно в дело потом идёт не более 10 %  накопленного объёма. Но и остающиеся за бортом 90 % - это ваше особое богатство: умение держать ухо востро, способность открываться всё новой информации. Освоив этот нелегкий, но драгоценный приём общения с самим собой, вы приобретаете не только детали и штрихи к будущим журналистским произведениям, но и навык регулярной работы, а это  чрезвычайно важно в нашей профессии.

         Вот  как оригинально  выполнил домашнее задание "Мои наблюдения  за современниками"   студент-первокурсник П. Аношин:

         ╚Под серым небом на грязном асфальте лежит труп кошки маленький сломанный череп кровь, испачканная шёрстка куски разорванной плоти трагедия маленького беззащитного существа на улице большого города проезжающие автомобили раскатают в грязь к вечеру ничего не останется╩.

        

         Третий этап развития наблюдательности. Начинайте развивать профессиональную память на лица, звуки, запахи, числа, настроения, эмоции, тактильные ощущения. Осваивайте мнемотехнические приёмы.

         Мнемотехники  (методы запоминания) разнообразны, и каждый выбирает (или изобретает) свою индивидуально. Некоторые люди от природы одарены цепкой памятью, а кому-то надо дополнительно развивать природные данные. "Журналист" и "профессиональная память" часто звучат как синонимы. Это не случайно. Человек, во всём полагающийся на записывающую технику, беспомощен, если сломался диктофон, если кончились батарейки, разбился фотоаппарат и так далее. Какой бы совершенной техникой вы ни располагали, она ущербна по сравнению с человеческой памятью, а память, в свою очередь, держится на развитой наблюдательности, то есть неусыпном и пристальном внимании к деталям. (Скажем, интервью, записанное только на диктофон, без подстраховки блокнотом и личным вниманием, потом приходится прослушивать ещё несколько раз  во время расшифровки, а потом, возможно, и ещё раз - для перепроверки и уточнения собственной интонации вашего результирующего текста.) Интервью, "записанное" только в памяти, гораздо уязвимее с точки зрения документированности вашего общения, но оно  хорошо тренирует память. Мы советуем вам никогда не полагаться на одну лишь записывающую технику. Считайте её подспорьем, но не передоверяйте ей главного - непосредственного и неповторимого впечатления от беседы. Как верно подмечено, первое впечатление нельзя произвести дважды.

         Иногда студенты спрашивают: как начинать наблюдать и на какие  детали следует обращать внимание в первую очередь?

         Ответ  первый: вы начните, а потом  сами поймёте, что вы видите и чего не видите. Главное, делайте это обязательно, поскольку впечатления забываются, информация стирается,  повторить мгновения невозможно, а создать целостную картину мира без типизации тех или иных явлений нельзя.

         Ответ второй: увидев нового человека, попытайтесь представить себя на его месте, в его возрасте, с его походкой, позой, одеждой, выражением лица. Даже начало этого упражнения даст захватывающие результаты. Только не увлекайтесь чересчур: всё гораздо сложнее.

         Ответ третий: обращайте внимание на опорные детали, характеризующие объект наблюдения как тип.

         Понятие типического в словесном творчестве - одно из ключевых. На него опирается литератор, стремящийся к анализу и обобщению фактов и явлений,  как изученных, так и новых.  Наверняка вы слышали о ком-либо: "Он  типичный представитель своего класса!" Например, так  называемые "новые русские" бизнесмены, появившиеся в нашей жизни в начале 90-х годов ХХ в., активно "типизировали" себя сами: носили малиновые пиджаки, толстые золотые цепочки, говорили на своём жаргоне, пили,  ели, отдыхали в "своих" местах. Привязанность этих дельцов к внешней стороне бытия была так очевидна, что почти сразу вошла в анекдоты, что свидетельствует о  прочном успехе этого типа людей по части, так сказать, самопрезентации.

         Самый короткий из тех анекдотов - и самый типичный:

 

         Поймал новый русский золотую рыбку и спрашивает у неё:

         - Ну, говори теперь, чего тебе надо?

        

         Любой журналист, встретившийся со столь колоритным типом, не испытывал трудностей с идентификацией собеседника. Проявлять сверхтонкую наблюдательность было излишне. Зато теперь, когда внешняя шелуха осыпалась и появились "сверхновые русские" (этот термин вошёл в жизнь через журнал "Русский предприниматель"), журналисту, наоборот, потребуется всё внимание, вся наблюдательность, чтобы отличить "сверхнового" от, например, обычного чиновника. Внешних подсказок уже нет. Одеваться нормально научились практически все, у кого есть на это средства.

         Журналисту придётся опираться на речевые особенности "сверхнового" (она грамотная, взвешенная, без апломба "новых"), на высказываемые им взгляды (они  несоизмеримо патриотичнее, чем у "новых"), на отношение к деньгам (оно лишено истеричности) и на многие другие параметры, коих у прежних, нуворишей,  вообще не наблюдалось.

         Наблюдательность - свойство из числа абсолютно необходимых журналисту. У самой способности вести наблюдения не может быть выходных и перерывов на обед. От неё, бывает, зависит не только качество будущего материала, но и жизнь. Развивать наблюдательность журналист обязан даже в том приятном случае, если она у вас врождённая, цепкая. Это хорошо, но мало: жизнь всё равно подбрасывает всё новые реалии, и не суметь заметить их -  непрофессионально.

NB.  Есть профессиональный приём - "включённое наблюдение":  журналист на определённое время становится частью того минисообщества, о котором хочет написать. Например, идёт работать официантом в ресторан и изучает жизнь  заведения изнутри, не открываясь своим  временным коллегам. Этот маскарад допускается, но его надо отличать от другого, незаконного метода сбора информации: если журналист, например, является в дом к интересующему его человеку под видом водопроводчика, а потом публикует полученные сведения о  жилище своего персонажа в своём СМИ, хотя, возможно,  этот человек и не собирался иметь дела именно с этим СМИ и ни с какими СМИ вообще.

 

         Наблюдение как  способ познания действительности и включённое наблюдение как метод сбора информации - похожие, но всё-таки разные понятия. Не освоив первого, не стоит переходить ко второму: нет смысла. Включённое наблюдение надо уметь включать и выключать. Для этого нужен исправный "включатель".

         Характеристики исправного "включателя" многочисленны: например, умение оценить вид и речь наблюдаемого персонажа на соответствие его среде; обнаружив несоответствия, определить их степень; способность проанализировать перспективы. Для всего этого необходимы жизненный опыт и готовность абстрагироваться от собственных эмоций. Интуитивный опыт в определённой мере есть у всех, а вот умение абстрагироваться от эмоций - редкость.

         Поясним на примере.

         Этюд "Зарисовка в дождь"

         Осень. Начались дожди. Вы, студент (студентка)  хотите приобрести ботинки на холодную и влажную погоду. Вы   собираетесь в магазин. По дороге вы извлекаете из своего почтового ящика в подъезде свежий номер газеты "Коммерсантъ" и обнаруживаете внутри цветное приложение "Weekend". Отлично. Сейчас вы узнаете что-то новое об осенних моделях и адресах. Открываете наугад и читаете: "Больше всего в Москву завезли резиновых сапог <названия фирм> от 110 до 165 евро, ЦУМ... Литые сапоги и полусапожки имеют...". Описание фасона  не занимает вас, поскольку вы ещё не пришли в себя от указанной цены. Вы-то привыкли, что резиновые сапоги-мокроступы стоят,  условно говоря, рублей пять, а тут вон что делается. Продышавшись, вы уныло возвращаетесь домой и начинаете читать газету вместе с приложением насквозь.

         В основном тексте газеты масса полезной информации, но вас не отпускает приложение. Оно всё сильнее завораживает ваше воображение картинками из рубрики shopping. Там юбочка за 1189 евро, здесь сумочка за 625 в тех же у. е. Нарастает чувство собственной ущербности. Падает работоспособность. Учить уроки не хочется. Личный журнализм под угрозой. Вам кажется, что вам нечего сообщить читателям этой газеты и этого приложения, поскольку ваша собственная одежда по цене сопоставима с размером стипендии. И неизвестно, когда ситуация изменится и изменится ли вообще.

         Лихорадочно соображая, как жить дальше, вы включаете радио и оно сообщает вам о расколе в одной их коммунистических партий России. Лидер новой левой партии клянёт лидера прежней партии за отход от теории классовой борьбы. "Пока существуют классы - будет и борьба", - обещает новый лидер, строго придерживающийся основной догмы марксизма-ленинизма. Вы уже почти готовы вступить в эту новую партию, потому что ваши доходы малы, а новые модные ботинки недоступны, и очень сильно хочется, чтобы эти драгоценные резиновые сапоги, только что завезённые в Москву, либо немедленно вернулись туда, откуда приехали, либо не достались никому, что гораздо предпочтительнее. Примерно так начинается ваше "классовое чувство".

         Оно бывает и глубже, и острее, и мучительнее, но вы этого пока не знаете. Вы просто завидуете тем, у кого есть эти несметные евро и наверняка будут новые резиновые сапоги.

         Пока вас разъедает новообретённое классовое чувство, вы вспоминаете, что учитесь на факультете журналистики. А учебник по журналистике практически на каждой странице советует вам испытывать другие чувства, особенно - чувство ответственности перед человечеством за каждое своё слово. Вспомнив про ответственность, вы хватаете учебник  и швыряете его в стену.

         В этот момент звонит телефон, и голос вашего руководителя по производственной практике напоминает вам, что к завтрашнему дню вы обещали редакции зарисовку  о жителях  вашего округа. Не в силах грохнуть об стену телефон вместе с голосом, редакцией и жителями округа, вы мрачно обещаете: "Принесу..."

         В голове - ни единой мысли. Одни только резиновые сапоги за сто шестьдесят пять евро плюс грызущий вопрос: "Ну почему?".

         Предположим, вы человек пунктуальный. Вы всё-таки вытаскиваете себя  из дому по улицам. Вокруг - жители округа. Вы всё ещё в бешенстве, а они, приложения к газете не читавшие, в своих обычных заботах. Вот старичок с патлатой собачонкой. Гуляют, греются под последними осенними лучами (или ругают дождь). Они общаются, им не до вас. Вот пятилетний мальчик надрывно требует у мамы мороженое. Мама отказывает ему в пятой порции, но он вошёл во вкус и не сдаётся. Рыдает что есть сил. Вот аварийная служба чинит водосточную трубу, сопровождая процесс весёлым трёпом. Вот бомжи, беззлобно переругиваясь, копаются в мусорном контейнере. Вот ваша пожилая соседка в войлочных ботах типа "прощай, молодость" идёт из магазина с одной булкой и одним пакетом кефира в прозрачном бесплатном пакете. Все заняты своими делами, но никто никого вроде бы не бьёт, не упрекает, и до ваших классовых страстей никому нет дела.

         Вы впадаете в отчаяние. Как вы будете писать зарисовку про ваш округ, если ничего не происходит? Ведь вас учили, что "поезд, приходящий по расписанию, это не новость". Кому нужна ваша зарисовка, если никто не занят вами, а вам сегодня интересны только те резиновые сапоги из цветного приложения...

         Вот тут-то вас и спасёт ваша наблюдательность, а ещё умение абстрагироваться от своих эмоций.

         Во-первых, можно провести блиц-опрос на улице: подойти к старичку, к мальчику, к бомжам, к пожилой соседке и другим людям, друг с другом не знакомым, и спросить напрямую: "Вам нужны резиновые сапоги за 165 евро?" Гарантируем, что вы тут же узнаете очень много интересного и о сапогах, и о евро, и о себе лично, и о классовых чувствах, и о жизни округа. Попробуйте.

         Во-вторых, если вы не рисковый человек, можно не спрашивать об этом у жителей округа, а попытаться мысленно примерить на каждого из перечисленных персонажей те самые сапоги, после чего оценить обстановку на улице. Что получилось?

         В-третьих, можно предпринять ещё очень много разных шагов к заветной зарисовке. Скажем, сделать для вашей редакции "уличное обувное обозрение": кто в чём ходит и что это значит. Ведь обувь  действительно очень многое говорит о характере человека, о его статусе, даже о судьбе. Описывая обувь, вы можете не только зарисовку создать, но и в любом журналистском жанре отличиться - от заметки до проблемного очерка, включая интервью, репортаж, эссе, фельетон и так далее. (Жанры и жанрообразование √ см. в следующих главах этой книги.)

         И пока вы будете это делать, развивая воображение и проявляя чудеса наблюдательности, вы действительно поостынете, от злобных эмоций вполне абстрагируетесь,  и сочинение в редакцию принесёте отменное, поскольку оно действительно не на пустом месте родилось, а пропущено, так сказать, через себя.

 

         Интервью как метод получения информации и как жанр отличаются принципиально: первое - коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов; второе - оформленный в виде вопросов и ответов результат, предназначенный для обнародования. В этой главе мы будем говорить об интервью только как о методе, как об одном из способов получения информации.

         Общение и коммуникация очень близки по смыслу, но в общении передача информации взаимна, каждый из участников общения обретает новое знание. В отличие от общения коммуникация  односторонна.

         Например,  беседа  в студии на заданную тему между равностатусными соучастниками, когда они обмениваются сведениями, - это общение. А по отношению к  зрителям, пассивно наблюдающими их беседу со стороны, дома, без возможности что-либо добавить от себя, - это коммуникация.

         Интернет может быть местом и общения (форумы, чаты, почта), и коммуникации (сайты, предназначенные только для прочтения или просмотра).

         Интервью как метод ближе к общению, чем к коммуникации. Исключение составляют интервью социологические, такие, когда анкетируемый не видит автора анкеты, не вступает с ним в контакт.

         Мы окружены интервьюерами, и мы сами постоянно кого-нибудь интервьюируем.

         В дверях метро: "На следующей выходите?" - "Нет!". Варианты реакции: "Тогда пропустите меня, пожалуйста!" и "Тогда чего стоите на дороге?!" - дают инициатору интервью и его собеседнику очень много информации друг о друге (или, можно сказать, недруг о недруге), на основе которой уже можно принимать решение: молча  покинуть  опасную зону или продолжить философский спор в духе  а  ещё  шляпу  надел... Напомним, что информация нужна человеку в основном затем, чтобы принимать решения быстро и правильно.      

         Социологические опросы проводятся, как правило, навстречу значимым событиям, например выборам (уличный опрос, он же "глас народа", vox pop), или по горячим следам  событий, например тех же выборов (exit poll, статистический результат, получаемый от всех граждан на выходе из избирательных участков). Всё это тоже интервью как метод ("За кого вы будете голосовать?" - в первом случае; "За кого вы только что проголосовали?" - во втором. Если гражданин отказывается сообщать о своих предпочтениях, его заносят в графу "отказался").

         ------------------------------------------------

*Леонов Л. Разум всегда постигает только то, что уже знает душа. Интервью журналу ⌠Зинн унд Форм■, ГДР.  Опубликовано также в газете ⌠Литературная Россия■. Цит. по: Сб. ⌠Мастерская■...

--------------------------------------------------

 

На основе информации, полученной таким образом, пишутся аналитические статьи, делаются прогнозы; данные уличных интервью включаются в  обозрения в любых СМИ, в которых тематически предусмотрено обращение к политике, социальным проблемам, психологии. Бывает, что эти же данные востребуются не сразу, а  используются политобозревателем позже в  работе над крупным обобщающим материалом.

         Особенно часто к интервью как методу обращаются репортёры информационных агентств,  основная  работа которых состоит в ежедневном  добывании точной и разнообразной информации.  Репортёры  агентств - это самый коммуникабельный слой  журналистов: они умеют оказаться в нужном месте в нужное время проворнее других, разговорить кого им угодно, имеют свою сеть ньюсмейкеров (сплетённую, например, из значимых фигур, некогда ими же проинтервьюированных).

         Ошибки могут привести к потерям важных ньюсмейкерских контактов, а это для журналиста, ежедневно работающего на новостную ленту, самоубийственно в профессиональном отношении.  (Доп. см. в главе об информационных потоках)

          Иными словами, если вы, получая информацию с помощью интервью, использовали её некорректно, вы в конце концов потеряете репутацию, доверие, значительность и перспективы, а это самая неприятная ситуация для журналиста.

         Интервью, демонстрируемое в рамках телешоу, - это уже интервью как жанр, пусть даже творимый на глазах у публики. Дело в том, что ведущий телешоу редко получает в ходе такого интервью крайне необходимую лично ему и его СМИ информацию. Скорее, он показывает некий спектакль под названием "Как я получаю (или не получаю) удовольствие от беседы с господином Х или госпожой У". При этом госпожу или господина ведущему организовали редакторы, администраторы, круг вопросов подготовили, информационной справкой снабдили, словом, избавили от всех  мук  профессии, кроме  самых "страшных": загримироваться, нарядиться и артистично озвучить заготовки непринуждённым тоном  импровизатора. (Естественно, и в этой работе масса своих сложностей, нюансов, профессиональных приёмов, - просто это другая профессия.)

 

         Документ.        В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться неукоснительно.

         Документ должен быть  подлинным. Если у вас копия, она должна быть заверена лицом, по должности уполномоченным это делать. Видео-  и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу.

         Работа с архивными документами вообще требует специальных знаний и навыков, поэтому при обработке таких источников следует консультироваться со специалистами. Интересно рассказывает об этой работе писатель и историк ...
 
(продолжение следует)

Более подробные рекомендации, касающиеся основ творческой деятельности, молодые журналисты могут прочитать
в "Азбуке журналиста" здесь

и в "Грамматике журналистского мастерства" по этой ссылке http://www.amazon.com/dp/B006MLHSJC/

http://lit.lib.ru/c/chernikowa_e_w/
http://www.facebook.com/home.php#!/profile.php?id=100000185093015
Используются технологии uCoz