КАПЛЯ СИНДРОМА
Статья была опубликована в "Литературной газете"
|
Елена Черникова |
Статья В. Ермакова "Синдром Фирса" прикасается к
очень захватанной теме: рабы ли мы. Медицинский термин синдром
часто применяют в метафорах для намёка на болезненность того или иного
состояния. Чем же растревожила сердце публициста весна 2008 года? В чём
актуальность литературно-медицинского озарения?
"Слишком
поздно в стране было отменено крепостное право", - сообщает автор. В Америке
рабство, замечу я, было отменено ещё позже, но всё равно давно - в позапрошлом
веке. "Социальная революция (февральская 1917 года) была преждевременной:
недоношенная демократия не пережила первого же серьёзного кризиса власти", -
считает он. А какие и кем положены сроки на полноценное вынашивание демократии
в аграрных странах, занимающих бесподобную территорию? "Гражданская война
поубивала наиболее активных граждан, а в уцелевших обывателях убила всякие
гражданские чувства". А откуда же взялись, в таком случае, "наиболее активные
граждане" столь мощные числом, что их на четыре года войны хватило, да ещё
сразу после Первой мировой? Граждан-то, по В. Ермакову, у нас быть не может.
Короче, нужен "новый человек"?
Человек рождается свободным, - считают
христиане. Человек в России часто рождается от Фирса, - делает открытие В.
Ермаков. Жизнеутверждающая встреча этих тезисов в одной голове может
действительно привести к синдрому с катастрофическими симптомами, - не будем
рисковать.
Однако в материал В. Ермакова вмонтирован
лакейский стереотип, с которым почему-то никто даже не пытается бороться:
по-над темой рабства вот уже более двадцати лет вьётся образ доктора А. П.
Чехова с "каплями раба". Стало нормой разговор о рабскости начинать с Чехова
как интеллигента, классика и пр. Это абсолютно несправедливо.
Инновация с Фирсом и его наследниками - опять камень в сторону Антона
Павловича. Позвольте же заступиться за великого писателя, никогда не имевшего в
виду то, что ему приписывают.
Чехов как человек, по его
собственному признанию, испытывал автобиографофобию. Авторский неологизм
Чехова. Не тянуло его выдавливать что-либо откуда-либо и тем более
демонстрировать результат. Известные источники "капли" - его письмо к Суворину
и записка к брату Александру - могли бы навсегда остаться в анналах как не
самые существенные для понимания Чехова-человека, поскольку в письмах речь идёт
о сюжете для рассказа, а не личные подробности. Но в 1985 году в СССР
началась перестройка, с ускорением и гласностью. Интеллигенция, не слишком
полагаясь на ускорение, очаровалась гласностью. Как вы помните, взметнулся
шквал текстов, подтекстов, имён, фактов и новых интерпретаций.
В Московской писательской
организации председателем творческого объединения прозаиков был тогда Вячеслав
Шугаев. Он часто устраивал поездки писательских групп, дружил с директором
Дома-музея в Мелихове, и там проводились интересные совместные акции. Однажды
на втором году перестройки поехала в Мелихово группа рассказчиков. Светило
солнышко, кипел самовар. Сидят прозаики за чаем и рассуждают, как нелегко
писать рассказы: сразу писатель весь как на ладони, не спрячешься за романную
длину, наличие либо отсутствие мастерства видно именно в рассказе. И Чехова
цитируют.
Тут же сидят три журналиста,
прихваченные из Москвы, и думают: что писать в отчётах? Так благолепно,
взаимопонимание, бублики, всё слишком хорошо, - что делать? И тут вдруг Шугаев
выдал: знаете, я нашёл письмо Чехова к брату Александру, где Чехов говорит, что
посоветовал Суворину написать рассказ про человека, однажды
просыпающегося свободным. Вот строки из упомянутого письма к Суворину:
"Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын
крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на
чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший
за каждый кусок хлеба, много раз сечёный, ходивший по урокам без калош,
дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников,
лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего
ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям
раба, как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах
течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".
Вот на этих словах журналисты
двух литературных газет встрепенулись и записали: Шугаев словами Чехова всем
посоветовал выдавливать... Третий журналист воздержался от цитирования этих
строк в своём отчёте и восстанавливает правду в данный момент. Заключается она
в том, что тогда, двадцать два года назад, журналисты переврали цитату из
письма Чехова по-своему и приложили к другому поводу. Возможно, без умысла, по
невежеству. Но ввиду лихорадочной перестроечной моды на открытия и обличения
получилось то, что получилось, а именно: через неделю после мелиховского
репортажа капля раба, сорвавшись с двух газетных страниц, залила медиамир: "рабство
в капле" стало хитом на много сезонов. Таких казусов во времена первобытной
гласности было море.
Со злосчастной каплей (которую,
подчёркиваю, Антон Павлович Чехов никогда ни откуда не выдавливал) произошло
точь-в-точь, что с одним ярким образным высказыванием Окуджавы. Не помните?
Булат Шалвович, выступая по телевизору лет через пять после разлития капли,
сказал примерно следующее: я думаю, Моисей для того сорок лет водил
народ по пустыне, чтобы вымерли все, кто помнит рабство. Мнение частного лица.
Но на следующий же день, цитируя Окуджаву, один тележурналист легко выбрасывает
ссылку и пишет: как известно, Моисей потому водил сорок лет:
Положительный пример Моисея: Заглянуть в первоисточник журналист не догадался,
зато сложилась новейшая легенда, изображающая Моисея практически атеистом.
Кстати, если б эта легенда была бы правдой, то В. Ермакову не надо было бы
волноваться, поскольку вопрос о рабстве просто закрывался бы со смертью всех
рабов (нет человека - нет проблемы), а ведь это не так.
После "Чехова" и "Моисея" в
газетную тему русско-советского рабства включились почти все толстые журналы.
В массовое сознание оказалось влита громадная порция вины. А на обиженных воду
возят, и с виноватыми можно делать что угодно, не рыпнутся. Так что эпохальное
разлитие капли, случайно вырванной из контекста, имело колоссальные
экономические и даже геополитические последствия. Не надо усугублять их,
гражданин Ермаков. Чехов из себя ничего не выдавливал и никому не
рекомендовал этого делать. Ошибка!
"Таких людей, как
Пржевальский, я люблю бесконечно", сказал Чехов. В некрологе, посвящённом
Пржевальскому, он написал: "Их идейность, благородное честолюбие, имеющее
в основе честь родины и науки, их упорство, никакими лишениями, опасностями и
искушениями личного счастья непобедимое стремление к раз намеченной цели,
богатство их знаний и трудолюбие... их фанатическая вера в христианскую
цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими
высшую нравственную силу".
"Естественно предположить
поэтому, - писал литературовед А. Турков, - что тип подобных людей в
изображении Чехова, в его понимании в какой-то мере воплощает и отражает его
собственные идеалы". Без всяких ёрнических "капель".
Вернёмся к статье В. Ермакова: "Нас
не учили индивидуальной свободе и личному достоинству". Простите, а по
самоучителю не пробовали? "Отработанный социализмом человеческий материал
оказался совершенно не подготовлен к жёстким требованиям открытого общества,
основанного на личной инициативе и социальной ответственности", - припечатывает
В. Ермаков. Напомню автору, что в пакет "жёстких требований открытого
общества" включено одно столь жестокое, что оно совершенно непостижимо для
русского сердца: не талант важен, а умение предъявить себя. Об основополагающей
роли самопрезентации исключительно откровенно писал, например, Фридрих фон
Хайек. Не это ли "жёсткое требование" проходит у В. Ермакова под псевдонимом
Эличная инициативаЭ? На деле окажись многие наши классики насельниками
открытого общества, мы никогда не узнали бы ни их имён, ни произведений: по
самопиару не все были доками. То, что подразумевает В. Ермаков под открытым
обществом, есть не столько царство права и справедливости, но совокупность
черт глобализированного капитализма с неизбежной стандартизацией всего,
философией лидерства-успеха и болезненной конкуренцией. В чём же В. Ермаков
желает конкурировать с себе подобными? В презентации свежих публицистических
идей? В наблюдениях над непримиримой борьбой массового человека за право быть
как все, быть маленьким, пошлым, сытеньким и сколько влезет гаденьким? Но
это было ясно ещё в Древнем Риме, и сейчас явление транснациональное, тут все
хороши, разве что американские "массовики" обожают себя, а наших В. Ермаков
обвиняет.
На мой взгляд, в нашей публицистике есть куда
более животрепещущие проблемы, чем построение генеалогического древа Фирса.
Например, попробуйте, коллега, доказать молодым, что Ельцин, призвавший народ -
"Обогащайтесь!" - был неправ и что обещание свободы через деньги было очередной
фикцией как для богатых, так и для бедных, такой же фикцией, как свобода через
коммунистическое изобилие. Если докажете (только без Антона Павловича, умоляю)
- вы мир перевернёте; к лучшему, разумеется. Я к Вам в Орёл приеду руку пожать.
Елена
ЧЕРНИКОВА