Клеопатра, уверяют историки, стала
легендарной ещё при жизни, а "её трагическая смерть ещё более усилила
тенденцию к романтизации образа". Помилуйте, что романтичного (мечтательно-созерцательного)
в самоубийстве с применением ядовитых гадов?! А тенденция откуда? Где истинная
Клеопатра?
"Если б я был древним полководцем..."
Михаил
Кузмин, Россия, Серебряный век поэзии:
...свергнул бы я фараона,
построил бы себе пирамиду
выше Хеопса,
и стал бы
славнее всех живущих в Египте!
Многие
тайны Древнего Египта не разгаданы, поскольку их не может вместить современный
ум. Например, египетские мужчины и женщины прекрасно жили вместе, условно, тысячелетиями.
Но если мы узнаем их семейные секреты, то не сможем ни принять, ни применить: иное
положение женщины, другая мистика любви.
Одна
из самых жгучих тайн Египта - нет, не только пирамида Хеопса, - а царица
Клеопатра VII. Искусительный образ её играет с
людьми многовековые шутки, не открываясь даже на диаметр замочной скважины. Октавиан
Август, Аврелий Виктор, Плутарх, Шекспир, Пушкин - интересный ряд, правда?
Сообща эти мужчины создали портрет, сколь волнующий, столь и недостоверный, и
у каждого из них были свои причины "не понять" царицу.
Что
знает обыватель о Древнем Египте? Всё. "Ну как же, как же, там было
красиво, а фараоны становились богами, пройдя очистительную процедуру смерти в
своих циклопических гробницах, то есть пирамидах..." Уже выяснено, что и пирамида
не гробница, и строители не рабы, но - миф твёрже камня. Клеопатра? "Как
же, как же... Такая роковая, с подведёнными, как у Элизабет Тейлор (Голливуд)
глазами, с мужчинами часто общалась... Всем известно!" В 1963 г. только слепой не увидел этого фильма; все читали о его невероятном бюджете, о разводах и
свадьбах актёров, об Оскарах и провале в прокате, а также о "самом длительном
коитусе в истории кинематографа".
Миф
твёрже алмаза. Но ведь и правды хочется, хотя человеку стрессово, если мир,
плоско постояв на трёх китах (слонах, черепахах), однажды вдруг собирается в
шар и - вертится вокруг Солнца! которое при слонах было гораздо меньше Земли, а
тут вдруг разрослось, будто живое. Был Ра, и расти ему было некуда, ибо куда уж
ещё, и вдруг - выросло божественное Солнце больше, чем я могу себе
представить. Обывателя не устраивают новые знания, поскольку... вдруг мир опять
распластается на черепахах, согласно руководящей линии.
Самые
ранние сохранившиеся записи о путешествиях в Египет датируются XIV веком, а нынешним буйством египетского духа человечество обязано
Наполеону Бонапарту. "Завоевание Египта может принести нам большую пользу", - соглашался
он с Талейраном, министром иностранных дел Франции. Кроме
войска, Наполеон взял в Египетский поход 1798-1801 гг. мирных специалистов: 15
инженеров-географов, 18 инженеров по мостам и дорогам, 5
инженеров-судостроителей, 8 инженеров других профилей, 21 механика,
15 геометров, 4 астрономов, 4 архитекторов, 4 специалистов в области
минералогии, 5 ботаников, 8 физиков и химиков, 5 зоологов, 3 фармацевтов,
15 литераторов, экономистов и антикваров, 10 ориенталистов, 6 печатников, 9
художников и композиторов, 12 врачей и хирургов. С них он, сколько мог, сдувал
пылинки, помня, что "великие судьбы делаются на Востоке". В итоге привез в Европу не только моду на Египет, он создал
научный интерес, а учёные, выжившие после экспедиции, опубликовали девятитомное
"Описание Египта". Спортивно говоря, это был шах. Сокрушительный мат
рассудку землян сделал Шампольон, к 1824 году расшифровавший иероглифы с чёрного
Розеттского камня, привезённого Наполеоном. Надпись, высеченная на базальтовой
плите, содержала информацию о Птолемее Епифате и его жене Клеопатре.
Ж.-Ф.
Шампольон сумел составить и грамматику египетского языка. Шампольон открыл
шлюз, которого не хватало: чтение текстов. Египтомания существовала и до
Наполеона, и до Шампольона, но когда её подогрели войной и наукой, попутно началось нечто невероятное. Прежде всего, расширилась до
вселенских размеров страсть к магии, по сей день остающаяся одной из главных
причин любопытства толпы к Египту. А тогда!.. Знатные дамы тех горячих
французских лет в целях омоложения принимали тонкодисперсные коктейли из тёртых
мумий, стратегическое количество коих было завезено в Париж из Египта. Прикладывали
к своим нежным лицам маски с кашицей из древних египтян! Кавалеры не отставали:
такова была их, условно, виагра, и даже если зелье действовало только по
принципу плацебо, то отложенный эффект психосоматического воздействия
растянулся на века... В Египет и сейчас играют все. Лишь научная египтологическая
библиография - три тысячи страниц мелким шрифтом. Вообразили?
У
нас и в быту полно египетских
мелочей. Скажем, модные в 2009 году сандалии. Никого сейчас не удивляет
открытая, на плоской подошве обувь, шнурованная по щиколотке и выше. Полицию
нравов никто не вызывает. (А в начале ХХ века могли побить: страх перед любой
истиной тела.) Свободные египтяне каждый век носили сандалии, простодушно показывая
окружающим свои пальчики. Нога у древних, и не только египтян, была и вторым
лицом, и символом уровня, и вместилищем души, и прочая. Они чувствовали, что
скрывая только ножку, девушка прячется вся, целиком. Сейчас метафизика
утрачивается - как обувная, так и половая. Покупательницы редко понимают, какую
символику надевают, не подозревая, что символ имеет свойство работать сам по
себе.
Клеопатра
ходила в сандалиях. Босыми ходили рабы. Это важно. Внимание: первая на
фольклорном свете золушка была древнеегипетской принцессой, и юный
фараон, разыскивавший свою истинную жену, нашёл её по шнуркам, завязанным
особым, царским узлом. Было бы обидно, если б египтянка испугалась испытаний и
сняла сандалии до встречи с суженым. Кстати, все настоящие "золушки"
- урождённые принцессы, а не домработницы, выслужившиеся по трудодням; во всех
странах золушка проходит инициацию на принцессу через социальные потрясения.
Нельзя на трон без посвящения. А трактовка золушек "из грязи в князи"
выработана совсем недавно, под флагом равенства и халявно понятой социальной
справедливости.
"Если
б я был мудрецом великим..."
...стал бы
свободней всех живущих в Египте.
Китами
материалистического взгляда на мир является представления о древних как о
недоразвитых, а о нас - как вполне себе умниках. Черепахами египтологии
являются упорные восторги, порождаемые непредставимостью тысячелетий ровной
жизни на одном месте, вокруг Нила, и всё с неким немыслимым блаженством.
Слонами обыденного миросозерцания является пошловатая гордыня: мы-де свободны
от предрассудков, а они жили во тьме.
Много
лет изучая и обувь, и ногу, и золушку как миф, я досыта насладилась живучестью
стереотипов массового сознания. Большинство из клише и догм, оказалось, связаны
с женщинами.
Египтология,
искусив учёных и неучей, привела в наши дома не только интерес к древностям. Приятная
загробная устроенность, в которой египтян втайне считают главными экспертами - вторая
(после магии) причина повального интереса к Египту. Попутно мы впустили
Хатшепсут, Нефертити и Клеопатру, которые стали, считай, родственницами,
и мы обсуждаем их манеры, достоинства и недостатки, безмятежно
демонстрируя то, с чем обычно и лезут в калашный ряд. Напомню, Хатшепсут -
первая в истории знаменитая женщина и настоящий фараон Египта; Нефертити
- очень красивая жена фараона Эхнатона, родившая ему, к своему несчастью, только
дочерей; а Клеопатра VII - последняя царица. После её смерти Египет стал римской
провинцией.
Каждая
из трёх - великолепная история с вкраплениями искрящейся белиберды, но только о
Клеопатре снято около двадцати фильмов и написаны сотни художественных
произведений. Даже косметические салоны названы её именем, что, с одной
стороны, комично: современным красавицам было бы трудно выйти замуж, будь у них
внешность Клеопатры. Но
с другой стороны, всё точно: царица написала руководство "О лекарствах для
лица". У неё была своя парфюмерная фабрика в районе Мёртвого моря.
Подарок возлюбленного, полководца Антония.
"В
центр механизма вставляем оставшийся медальон... Так судьба Клеопатры была
предрешена..." (из сопровождения к компьютерной игре). Окажись в Москве, печально
взглянула бы на монитор умными очами, мощно подведёнными чёрной тушью с
порошком кохоль, и прикрыла веки, подкрашенные мелкотёртым сернистым свинцом, и
усмехнулась бы великая женщина. А доморощенным астрологам двадцать первого века
посоветовала бы "малахитовую зелень от глазных болезней". С царской
точки зрения, не плебейское это дело: вертеть судьбами царей.
Непреодолимо
манит Клеопатра и профанов, и жрецов науки. Почему-то всех до дрожи пьянит её биографический
коктейль, смешанный мужчинами, родившимися много позже неё. Рассмотрим получившийся
напиток под историческо-психологическим микроскопом: разве только у этой
женщины были мужья, дети, враги, а также верные слуги, способные принести
корзинку с ядовитыми змеями?
"Если
б я был ловким вором..."
...стал бы
богаче всех живущих в Египте.
Только глухой не слышал этого звучного имени, будто начинающегося
на кончике языка и стремительно распахивающегося к финалу: эоаааа! Как
магический призыв, или оклик в священном лесу, или песня в горах...
Клеопа́тра (греч. Κλεοπατρα,
лат. Cleopatra) - греческое женское имя (буквально "славная
отцом"), пользовавшееся особенной популярностью в античной Македонии.
Часто это имя можно встретить в эллинистических государствах Селевкидов
и Птолемеев.
Присутствует и в православных святцах.
Только неграмотный в России не читал "Египетских
ночей" Пушкина:
- Господа, - сказал он,
обратясь к публике, - жребий назначил мне
предметом импровизации Клеопатру и ее любовников. Покорно прошу особу,
избравшую эту тему, пояснить мне свою мысль: о каких любовниках здесь идет
речь, perchй la grande regina aveva molto...*
При
сих словах многие мужчины громко засмеялись. Импровизатор немного
смутился.
-
Я желал бы знать, - продолжал он, - на какую историческую черту
намекала особа, избравшая эту тему... Я буду весьма благодарен, если угодно
ей будет изъясниться.
Никто
не торопился отвечать. Несколько дам оборотили взоры на некрасивую
девушку, написавшую тему по приказанию своей матери. Бедная девушка
заметила это неблагосклонное внимание, и так смутилась, что слезы повисли
на ее ресницах... Чарский не мог этого вынести, и обратясь к импровизатору,
сказал ему на италиянском языке:
-
Тема предложена мною. Я имел в виду показание Аврелия Виктора, который
пишет, будто бы Клеопатра назначила смерть ценою своей любви, и что нашлись
обожатели, которых таковое условие не испугало и не отвратило... Мне
кажется, однако, что предмет немного затруднителен... не выберете ли вы
другого?..
Но
уже импровизатор чувствовал приближение бога... Он дал знак музыкантам
играть...
Слова
импровизатора *"потому что у великой царицы было много...", вызвали в собрании
не очень приличную реакцию. Вчитайтесь: Пушкин, заставил мужчин громко
засмеяться. Что так? А то, что с удивительным занудством веками повторяется
слух, вброшенный римским историком IV в. Аврелием Виктором: "Она была
так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие
мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".
Это он ляпнул о последней царице самой традиционной страны мира.
Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα
Φιλοπάτωρ, 69 -
30 гг.
до н. э.) - последняя царица эллинистического Египта
из македонской династии
Птолемеев (Лагидов).
Прославлена благодаря драматической истории любви
к римскому полководцу Марку
Антонию. Покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей
первого римского императора Октавиана
Августа.
Конечно,
психология древних, тем более царская, немного отличается от нашей, но неувязка
бросается в глаза: то "проституировала" направо и налево, то вдруг
покончила с собой, чтобы не достаться всего-навсего одному мужику, причём не
самому завалящему, - первому императору Рима. И откуда, кстати, префект Рима Секст
Авре́лий Ви́ктор (лат. Sextus Aurelius Victor),
живший четыреста лет спустя, узнал о кровавых выходках царицы в Египте?
Книгопечатание ещё не изобрели. До разгула глянцевой прессы оставалось более
полутора тысяч лет. Кто доложил ему, что баба была порченая? Вы не поверите:
Пушкин.
Мы
провели расследование и пришли к выводу, что никто злобного дядьку не
просвещал. Личную фантазию римского историка грело его личное женоненавистничество
вкупе с ксенофобией. Ревность к мировой славе, доставшейся женщине, плюс
абсолютное непонимание обрядовой стороны жизни; плюс комплекс Герострата.
Пушкин, упомянувший в "Египетских ночах" имя Аврелия Виктора, сделал
забытому историку и чиновнику неслыханную и незаслуженную рекламу.
Мы
как-то привыкли верить, что Пушкин до дикости любил женщин. Мы и мысли не
допускаем, что с помощью болезненного римлянина "наше всё" опорочило
царицу в корыстных художественных целях. Ради красного словца... В истории полно
небыличек, и они далеко не всегда безобидны, но если за дело берётся гений - то
хрустеть клеопатриным косточкам. Или вот: Сальери, прекрасный музыкант и
педагог (между прочим, учитель Бетховена), попал на перо к тому же Пушкину (поэт
был гений, но не ангел) и - погиб репутационно. Кто слышал о Моцарте (популярный
автор полифонии для мобильника), тот знает, что весёлого парня отравил негодяй
и завистник Сальери... Все знают! Боже мой. Убийство не доказано, а слух
остался, и хоть режьте: Моцарт и Сальери! Сладко-ядовитая парочка. Ах, "гений
и злодейство две вещи несовместные"! А почему? Да вот же, сам Пушкин нам
показал, как совместить гений (его собственное творчество, создавшее
современный русский литературный язык) и злодейство (навет на Сальери в "Маленьких
трагедиях" и на Клеопатру в "Египетских ночах").
Аврелий
Виктор не мог видеть расправ над мужчинами, вышедшими из опочивальни
Клеопатры, поскольку до его рождения оставались сотни лет; не читал роковых документов,
поскольку таковых нет. Он мог лишь фантазировать в меру своей
испорченности, а также традиции, заложенной мстительным Октавианом Августом:
Клеопатра отказала императору в триумфе. А что за жизнь без триумфа...
К
чести мужчин как вида, были другие мнения. Великий историк Плутарх, тоже никогда
не видевший Клеопатру, написал восхищённые строки о голосе царицы!
Хотя
тоже не очевидец. Это как вышел бы на сцену пародист Галкин и выдал стихиры голосом
Ивана Грозного.
Но
о ласковом голосе - это всё-таки пристойнее и достовернее, чем о вампирической
развратности. Звук для египтян был священен, в нём магия, с ним религия, через
него - обрядность, полная смыслов. Голос невозможно подделать. В современной
звуковой студии можно, а в Египте до н.э. - нельзя. Царица с голосом, радующим
слух, - дар небес, избранная, за нею пойдут и армии целиком, и полководцы лично,
потому что выросшие в обстановке непрерывного богослужения люди знали цену
этому звуку! Клеопатре никогда бы взять ни трон на двадцать лет, ни Гая Юлия Цезаря,
ни Марка Антония, если б у неё был обычный голос жеманницы, не представляющей,
куда девать свои мнимые прелести. Она была небольшого роста, с длинным носом. В
профиль - вылитый Буратино из советского фильма для детей. И на монетах, и на
сохранившейся скульптурке сия особенность её интересного, но некрасивого лица
видна превосходно. Почему же императоры за нею в очередь стояли? Борщ хорошо
варила? Очаровательная? Что из того? Обаяние - субстанция живая,
разворачивающаяся здесь и сейчас, как пение. В записи обаяние не греет...
Объяснить
успех и славу пробовали книжные историки и с другой стороны: Клеопатра была-де
очень хорошим товарищем своим великим возлюбленным. Душечка. На рыбалку,
например, с ними ходила. Читаешь и умиляешься.
...Ей
было двадцать девять лет, когда она познакомилась с известным римским
полководцем Марком Антонием. Цезаря уже не было на свете. Клеопатра уже давно
и успешно царствовала. Наступило определённое безрыбье? Есть масса слухов
(естественно!), что Антоний видел её и раньше, но не мог приблизиться: то
девочка была ещё мала, то нелёгкая ратная работа его отвлекала, и вообще он был
женат. Но вот наступил суровый 41 год до н. э. Встретились. В тот день
благосостояние Голливуда, до создания которого оставалось две тысячи лет, уже,
считай, подросло, а перо Шекспира, до рождения которого тоже было очень далеко,
поднялось над чернильницей, полной сквернословия и крови, которыми он вот-вот
напишет образ последней царицы Египта. Шекспир выждет, родится, выучится
грамоте и обзовёт покойную распоследними словами, из которых "кобыла" -
самое мягкое. Нехорошо.
Познакомившись
с нею близко, полководец оставил армию и последовал в Александрию, где провёл
зиму, предаваясь наслаждениям. Клеопатра старалась для Антония как могла. По Плутарху,
вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе
зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба,
бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая
обычными своим шутками хозяев - людей простого звания, Клеопатра и тут была
рядом с Антонием, одетая ему под стать.
("Антошка!
Антошка, пойдём копать картошку!" - видимо, истоки здесь.)
Членам
колхоза всё ясно: парень сорока лет, вояка, тёртый калач, загулял от восторга:
царица! Можно сказать, фараон, хоть и женщина. Что хорошего видел Антоний
прежде? Казармы. Теперь он нешуточно поднялся. За это надо выпить! Он выпил
рюмку, выпил две, закружилось в голове. А тихая, как украинская ночь,
Клеопатра, во всём, говорит историк, потакала возлюбленному. Учитывая, что "платье
раба" по-египетски - это отсутствие обуви и почти отсутствие одежды, мы
должны вообразить себе невообразимое. И так десять лет. А "проституировала"
она и топила своих плейбоев, как котят, между делом? Сбегает-де, как в юности,
в Сирию, или выдумает Индию, наберёт себе войско и, возглавив его, возьмёт
власть на родине, отстранив своего малолетнего брата-мужа Птолемейчика, а потом
опять за старое. И если уж совсем скучно, совершенствуется в лингвистике:
то родной греческий подтянет,
то неродной египетский, а также арамейский, эфиопский, персидский, иврит и язык
берберов. Что им, полиглотам, не пошинковать на досуге пару-тройку
самцов-недоучек, когда сами, можно сказать, так и лезут...
Упорно
передаётся идиллическая сцена, как пошли однажды Антоний с Клеопатрой всё на ту
же рыбалку, крепко запавшую в душу летописцев, и возжелал мужчина поразить женщину
рыболовецкими талантами, будто иные средства обольщения закончились. Подговорил
ныряльщиков, и они стали исподтишка насаживать ему на крючок бешеный "улов"
(как в "Бриллиантовой руке" Папанов - Никулину, то есть Семён
Семёнычу). Клеопатра разгадала хитрость, послала ныряльщика со своей стороны, и
тот насадил Антонию вяленую рыбу. Могло быть такое? Если могло, то миф о
покорной душечке летит в тартарары. Да и мелковато. И технически невыполнимо:
вяленую рыбу надо было бы готовить заранее, будто зная, что раздухарившийся
Антоний примется блефовать. Представляете сложности? А ведь Клеопатра не просто
любила Антония и родила от него троих детей. Они с Антонием поклялись
умереть вместе. Скажите, девушки, вы будете колоть прямо в самолюбие,
подначивать человека, с которым рука об руку собираетесь в вечность?
Мужчины,
писавшие историю, (под покровительством крепко хозяйствующего заказчика, обычно
государя), редко задумывались о женской психологии. Женщина чаще всего играет в
их творениях пикантную роль. А зря. На секунду влезть бы им в бабью шкурку,
тотчас оценили бы мнимую покорность и душечкоподобие Клеопатры, парадоксально
сплавленные с неукротимой нимфоманией. Приписка! Такого, господа, не бывает. И
не кивайте на Екатерину Великую, - она своих ребят не душила, не резала. И со
скалы не бросала (это поют обычно про грузинскую царицу Тамар).
Одним
словом, последняя царица Египта Клеопатра VII остаётся неразгаданной фигурой, несмотря на очевидную
высшую профессиональную квалификацию (или благодаря ей): умение вооружать и
возглавлять армии, снаряжать флотилии, говорить божественным голосом на десятке
языков, управлять народом, императорами, полководцами, по ходу дела рожая
принцев и принцесс. Мой вывод: её беззастенчиво оболгали - кто по незнанию
исторических реалий, кто по простой шапкозакидательской удали молодецкой, кто
из мужского шовинизма. И чем глубже я вникаю в судьбу этой царицы, тем
отчётливее вижу злобные физиономии - во главе с императором Октавианом Августом,
не получившим престижную пленницу, а ведь обидно... Он и повелел историкам "сделать
вброс". А писатели подхватили, будто "информационный слив".
"Если
б я был твоим рабом последним..."
...сидел бы я в подземелье
и видел бы раз в год или два года
золотой узор твоих сандалий...
И
всё-таки - почему прижился страшный миф о невинных плейбоях, загубленных
Клеопатрой после одной-единственной ночи? Картинно, да; ужас, ужас, ужас. Но
почему сразу секир башка? А вдруг мужчинка оказался бы неплох? Портить
качественный материал? Чтобы не томить читателя, сразу поясню: по тем временам,
которых мы отсюда не видим и почти не понимаем, обладавший царицей
становился царём. Сначала метафизически, а там и юридически. К половым
отношениям в те времена относились как сакральным, и у нахала, попавшего в
царскую постель, выбор действительно резко сужался: либо трон, либо смерть.
Позволить кому-либо воцариться лишь по сексуальным обстоятельствам легитимная
царица, замужняя женщина Клеопатра не имела права. И если бы кто-то на верблюде
типа Сивки-Бурки даже пробрался к ней в опочивальню, она как государственный деятель
была бы обязана его уничтожить. Вместе с Сивкой.
С
другой стороны: даже если предположить, что Клеопатра устраивала кровавые
секс-турниры, то за чем именно могли бы бежать на ложе смерти мужчины? Назвать
царицу красавицей могла только слепая молва. А как насчёт умницы? Согласно
Пушкину, Клеопатра была способна произнести:
Скажите: кто меж вами
купит
Ценою жизни ночь мою?
Нелогичная,
пошлая реплика, выдающая густо плебейскую кровь, а не царскую. Но Клеопатра
была и дочерью, и внучкой царя, правнучкой и так далее в тайну и глубину веков.
В Древнем Египте вопросы жизни и смерти фараонов были самыми насущными,
поскольку в ином мире они становились богами. Подлинная Клеопатра, хотя это уже
не Древний Египет, а птолемеевский, не могла сказать этой шлюшеской фразы даже
под гипнозом. Помнить надо, что её самоубийство, воспоследовавшее от змеиного
укуса, говорит о высочайшей поступи: издревле символом неограниченной власти и
божественного происхождения фараона было изображение змейки, то есть Клеопатра,
одна из умнейших женщин в истории, попрощалась с жизнью как богиня.
Так
откуда сексуальные дровишки-то? В "Истории Востока" классик египтологии
Г. Масперо пишет: "Египтянки из лучших семейств, дочери жрецов и
знатных военачальников, достигнув зрелости - отдавались кому хотели и сколько
хотели, и так проводили много лет, что не вредило будущему их замужеству, так
как по миновении этой свободной жизни их охотно брали в мужья лучшие и знатные
из воинов и священников". Русский философ В. Розанов, понимая, что речь
идёт о "священной проституции", смысл и форма которой ничего общего с
панельной не имеет, вторит исследователю: "Почему не взять, если она "sainte"? Как не прельститься, если она "religieuse et sainte"? Как не надеяться, что она будет верною женою и
преданной материнству матерью, если она уже испила всё и насытилась всем, ни
мало однако не истощившись - ибо истощаются торопясь, например, "наши",
а этим куда же было спешить?.."
Словом,
обычаи одной эпохи, не понятые историками другой эпохи, плюс фантазии
литераторов и режиссёров, плюс зависть, - вот и готов светлый образ, чтоб детей
пугать. Если бы Клеопатре пришлось провести юность "по Масперо", то
историки об этом не узнали бы, поскольку в юности она была обычной принцессой,
а потом, выйдя формально замуж на маленького братца и уже взяв царскую власть,
получила столько проблем, что вам и не снилось. Далее был Цезарь, потом
Антоний. Не до того.
Я
поговорила о Клеопатре с тремя современными поэтами: русским, евреем и
армянином, а также с молдавским скульптором. Четверо взрослых мужчин с высшим
образованием, женатые, талантливые. Вопрос ко всем: чем могла безумно
привлекать к себе эта женщина? Что поразило Цезаря? Что свело с ума Антония?
Откуда бредовые легенды о "красоте" и "проституировании"? Первый
поэт предположил, что у неё было золотое кольцо; второй - царские игры,
чтобы вечность провести; третий - что таких смертей было мало,
возможно, вообще одна, но из искры возгорелось пламя, то есть вылетела утка,
как назвали бы жареный факт журналисты. Поясню.
Золотое
кольцо - специфический любовно-энергетический талант, встречающийся крайне
редко, один раз на сотни миллионов женщин. После ощущений, пережитых с женщиной-золотое-кольцо,
мужчина уже никогда не будет... хм, удовлетворён другой (если перевести на современный
язык). Не путать с контрацептивным, действительно золотым, кольцом,
обнаруженным в матке мумии одной фараоновой жены.
Чтобы
"вечность провести" - это версия так себе, философские материи. "Ведь
мы играем не из денег, А только б вечность проводить" - говорит у того же Пушкина
в "Набросках к замыслу о Фаусте" партнёрша героя по картам, смерть.
Фраза вышла в народ. К нашей героине версия время(вечности)провождения не
подходит, поскольку она играла очень крупно: империями, эпохами. Она была полна
жизни, да и вообще царствовать, знаете ли, хлопотно. И кто, интересно, имел
право а) держать свечку, пока Клеопатра якобы забавлялась со своими камикадзе,
б) сам остался в живых, будучи свидетелем не только царского блуда, но и
кровавых последствий оного? Ерунда.
Третий
вариант мы уже рассмотрели: на Сивке-Бурке в терем прыг - и всё. Допрыгался бы
немедленно. С первой попытки.
Четвёртый
ответ мне показался знакомым, будто скульптор подслушал мои мысли: пронзив
мысленным взором двадцать веков, он сказал, что дело было в невероятном уме
Клеопатры, а также... в научно поставленном голосе! Она могла двигать голосом
хоть камни, а не то что полководцев, обученных командным крикам. Но главное,
сказал художник, женский ум государственного масштаба, выраженный в мощных
деяниях (двадцать лет удерживать на своих плечах Египет, в который ломится чуть
не весь мир) - это непредставимо для мужского сознания. "Её не оклеветали,
сказал скульптор, а оболгали. Клеветник заведомо искажает правду. А все,
кто писали о Клеопатре, правды-то и не знали. Даже представить боялись! Они
фантазировали о великой женщине с кочки зрения своих эпох..."
"Если
б я был вторым Антиноем..."
я бы всех сводил с ума красотою...
Климат позволял всем египтянам ходить хоть голыми, но социум - никогда.
Истинное назначение одежды? Пожалуйста: вы можете своими глазами взглянуть на
древнеегипетских рабынь. Выйдите на любой современный пляж: бикини, парео,
девушки топлесс - именно так в повседневности одевались невольницы. Лишь
слова звучали, конечно, иначе. Модные ныне туники всё равно никто не
сможет выговорить по-египетски, пусть звучат как есть, но надо благодарно
помнить, что половиной своих одежд и косметических уловок мы обязаны древним.
Свободные
и знатные египтянки прикрывались передником и рубашкой, которая, конечно, не рубаха,
но платье, элегантное, достойное, в эпоху 19 династии (XIV в до н.э.) полупрозрачное, а потом,
со следующей династии, с непрозрачной нижней юбкой. Высокородные дамы в Древнем
царстве явно исповедовали в костюме недосказанность, а это самое мощное
эротическое оружие.
Влюблённый
Цезарь велел поместить в Риме позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры
Прародительницы. Интересно, как была одета скульптура? Мировая живопись пишет
Клеопатру в практически невидимых одеяниях, подчёркивая телесность. Тому есть
объяснение. Сама Клеопатра однажды повелела изобразить её на рельефе в наряде "жены
бога", а в атрибутах этого наряда были, согласно традиции Древнего царства,
украшение из перьев, солнечный диск, головная повязка, ожерелье, анх (крест,
символизирующий жизненную силу), скипетр с навершием в виде лотоса. Одеянием
служило длинное платье с бретелями, оставляющее открытой грудь, плотно
прилегающее к телу и расширяющаяся от колен. "Женой бога" Амона
издревле считалась царица, жена фараона. Поскольку Клеопатра была и царица, и
жена царя, то изобразить себя именно так имела полное право. Традиции страны она
уважала и хранила до последней капли крови в прямом смысле слова. Мировая
живопись опиралась на те же басни.
Как
выглядела блестящая статуя, установленная Цезарем, мы доподлинно не знаем, но
выводы делать приходится на фоне факта, что Цезаря вскоре убили. Очень любил чужестранку.
Раздражал своих...
...И
подводка глаз на элизабеттейлоровский манер (то есть под Клеопатру) вновь в
моде, и одежда, и обувь, и некоторые мысли. Причудливо рифмуются времена, выпускающие
на волю женственность и женщин. Чувствуя некий новый прилив свободы, наши
современницы мощно очерчивают глаза, не задумываясь, что рисуют на себе Око
Гора, в двух экземплярах, чем удваивают свою, так сказать, божественность, а пошинкованные
ещё француженками XIX века мумии
древних египтян, подозреваю, хохочут над милыми профанками. Но символы надо
знать, они сильнее людей.
Некоторые
символы, детали, намёки обычно будто сами, циклично возвращаются в обиход как намёк
политикам - не стройте планов, если не разбираетесь в женской одежде. Например:
женщина жаждет понимания, признания, а не домостроевской указивки. Сначала
женщина - потом демография. Современницу нашу никак не упрятать в душный терем.
С нею надо договариваться. Помните: если подводка для глаз опять входит в моду,
значит, женщины что-то затаили против мужчин. Возможно, это всего лишь мольба
об уважении. Не упустите момент, расшифруйте его.
В текущем
сезоне вырез платья "лодочкой" - от плеча до плеча - беззащитно
предъявляет взорам не столько шею и грудь, сколько ключицы, будто перила
невидимой лестнички, по прозрачным ступенькам которой мужчина может подняться к
женскому сердцу и поцеловать... Как божество.