Елена Черникова


Родители
Случайности
Биография
Книги
Журналистика
Фотогалерея
Гостевая
Контакты


 


<<Вернуться в раздел "Книги"


Ольга Журавлева

А ЗАЧЕМ ВАМ БЫТЬ БОГОМ?...

Нажмите, чтобы посмотреть в большом формате

    Пожалуй, что творчество Елены Черниковой насквозь пронизано закостенелым упрямством золотокопателя - так же точно, старательски тяжело, день за днём, сюжет за сюжетом выискивает автор свою бесконечно ускользающую ЕВУ, на клеточном уровне под микроскопом педантичности, выуживая из самой себя, личного опыта и праведной неосторожности ОТВЕТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА.
    "Осознай себя - через самые неоднозначные, самые интимные моменты бытия..." - так, а не иначе позиционирует написанное автор. Так видит и читатель, продвигаясь по пунктам с алфавитными указателями к сверхзадумке писателя - тому, в чём собственно и прячется БЫТИЙНОЕ ИСПОДВОЛЬ.
   Но даже не пытайтесь идентифицировать написанное Еленой Черниковой с любым другим девичьим чтивом - ни липковатой назойливости неприлично-личного, ни какого другого "грязного белья" вы тут не найдёте просто потому - что сам автор человек интеллигентный и не станет потрясать галантерейными диковинками перед любопытными сородичами. А ДОМ, ТОТ САМЫЙ - куда "Парадис привёл Гедата" - для любого творца, ну а тем более женщины - навсегда застрянет болью в податливой на ощущения душе. Да и сама эта душа - женская, мучительно верящая в чистоту собственных промыслов, жаждущая первородного спокойствия и справедливой оценки порой весьма высокопарной деятельности - как сбросить сопричастность её со счетов этого самого бытия?..
    Многое в романах Елены Черниковой действительно удивляет. Многое и развлекает, но и то и другое одинаково притягивает, подталкивает заглянуть за пазуху разночинствующих персонажей. Нет, героев как таковых вы тут не отыщете - иронично-осмысленная среда обитания гениев-одиночек, обывателей-середнячков или персонифицированно эпатажной леди и без того предсказуема. Вы не встретите здесь нравственных указателей и ориентиров: "Кто виноват?" и "Что делать?" И уж как ни старайтесь - совершенно не узрите отрицаний этой самой теперешней действительности. По соседству с вами совершенно случайно невероятным образом может проживать вполне уверенный в собственных силах "создатель" - а то и целое семейство! И уж тут держите ухо востро - не ровен час - сами попадёте под раздачу! Тем паче, что всякий очередной роман подспудно является подробным дополнением предыдущего, и в то же время каждый роман нов, как всякий новый день.
    Апулеева же притча о золотом осле за всю историю мировой литературы многократно подвергалась подгонке "под себя". Историю эту из века в век прогоняли по конвейеру литпроцесса, зачастую приписывая очередному нерадивому "пиноккио" лавры первоисточника. "Золотая ослица" Елены Черниковой вовсе не претендует на дивиденды - скорее всего роман этот о том самом, женском! А женщина, как мы знаем, почти всегда безгрешна, так как, почти никогда не врёт, а лишь слегка импровизирует. Ну, а уж то, как автор описывает самостийное, выделенное курсивом внутренних правил и привычек общество - тема отдельная. Тут автору совершенно плевать, хотя и весьма деликатно, что кто-то вдруг кинется реинкарнировать те или иные, будто бы случайно совпавшие даты, дабы узнать себя в расписанных с натуры в полный рост сценах. Так, например, в романе "Зачем?", датированном 2003 годом, полуофициальные лица предпочитают открыто не прилетать, а скромно прибывать посуху. Но, тссс... - ни слова о политике!
    Автор в своих произведениях весьма умело использует наработки как времён советской науки, так и её заокеанских предшественников - совершенно по-павловски раскладывая персонажи на составляющие: тут вам и рефлексы, пускай и насильно выделенные в пробирочку из чистого интереса, зато от души, ну а вот здесь, смотрите, притаилась и сама душа, почти свободная от внешних раздражителей. И даже Дарвин в новом романе "Вожделение бездны", как выясняется, был вполне честным учёным, никогда не утверждающим, что наш предок произошёл именно от обезьяны.
    Вполне безобидные пробросы из личного-девичьего в выдуманные истории про человечество в целом приводят вас в полную уверенность, что всё написанное действительно происходило в отдельно взятом государстве. Складывается такое впечатление, что многое из того что "гоняют" теперь телевизионщики с кинопрокатчиками - буквально слизано с одного из неоднократно переизданных произведений Елены Черниковой - всё в этих романах своевременно и парадоксально. Всему, даже вовсе не женскому найдётся исключительное место. И ломаешь голову над тем, как это женщине пришло такое на ум?!
    Но от пытливого ума читающего не ускользает и тот факт, что еле уловимая семейная подоплёка или же лёгкая ирония какой-нибудь из героинь смахивает на манеру обращения с миром самого автора. Что ж, каждый пишет, как он дышит...
    И вот тут как раз можно добавить - чем он дышит - что будет весьма кстати: "Любовь, от которой уходишь и уходишь, бежишь, как от чумного барака, ждёт тебя за ближайшим поворотом с кистенём. Надо пройти этот поворот, спрятаться от назидающей силы, привыкшей властвовать... ...сначала кричишь от радости, потом ровно, как сестра милосердия с подносом, выходишь с чувством исполненного - и всё..."
   
   
   Ольга ЖУРАВЛЁВА

http://lit.lib.ru/c/chernikowa_e_w/
http://www.facebook.com/home.php#!/profile.php?id=100000185093015