|
|
<<Вернуться в раздел "Книги"
Ольга Журавлева
А ЗАЧЕМ ВАМ БЫТЬ БОГОМ?...
|
|
 
Пожалуй, что творчество Елены Черниковой насквозь пронизано
закостенелым упрямством золотокопателя - так же точно, старательски тяжело,
день за днём, сюжет за сюжетом выискивает автор свою бесконечно ускользающую
ЕВУ, на клеточном уровне под микроскопом педантичности, выуживая из самой
себя, личного опыта и праведной неосторожности ОТВЕТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА.
  "Осознай себя - через самые неоднозначные, самые интимные
моменты бытия..." - так, а не иначе позиционирует написанное автор. Так видит
и читатель, продвигаясь по пунктам с алфавитными указателями к сверхзадумке
писателя - тому, в чём собственно и прячется БЫТИЙНОЕ ИСПОДВОЛЬ.
 Но даже не пытайтесь идентифицировать написанное Еленой Черниковой с любым
другим девичьим чтивом - ни липковатой назойливости неприлично-личного, ни
какого другого "грязного белья" вы тут не найдёте просто потому - что сам
автор человек интеллигентный и не станет потрясать галантерейными
диковинками перед любопытными сородичами. А ДОМ, ТОТ САМЫЙ - куда "Парадис
привёл Гедата" - для любого творца, ну а тем более женщины - навсегда
застрянет болью в податливой на ощущения душе. Да и сама эта душа - женская,
мучительно верящая в чистоту собственных промыслов, жаждущая первородного
спокойствия и справедливой оценки порой весьма высокопарной деятельности -
как сбросить сопричастность её со счетов этого самого бытия?..
  Многое в романах Елены Черниковой действительно удивляет.
Многое и развлекает, но и то и другое одинаково притягивает, подталкивает
заглянуть за пазуху разночинствующих персонажей. Нет, героев как таковых вы
тут не отыщете - иронично-осмысленная среда обитания гениев-одиночек,
обывателей-середнячков или персонифицированно эпатажной леди и без того
предсказуема. Вы не встретите здесь нравственных указателей и ориентиров:
"Кто виноват?" и "Что делать?" И уж как ни старайтесь - совершенно не узрите
отрицаний этой самой теперешней действительности. По соседству с вами
совершенно случайно невероятным образом может проживать вполне уверенный в
собственных силах "создатель" - а то и целое семейство! И уж тут держите ухо
востро - не ровен час - сами попадёте под раздачу! Тем паче, что всякий
очередной роман подспудно является подробным дополнением предыдущего, и в то
же время каждый роман нов, как всякий новый день.
 
Апулеева же притча о золотом осле за всю историю мировой
литературы многократно подвергалась подгонке "под себя". Историю эту из века
в век прогоняли по конвейеру литпроцесса, зачастую приписывая очередному
нерадивому "пиноккио" лавры первоисточника. "Золотая ослица" Елены
Черниковой вовсе не претендует на дивиденды - скорее всего роман этот о том
самом, женском! А женщина, как мы знаем, почти всегда безгрешна, так как,
почти никогда не врёт, а лишь слегка импровизирует. Ну, а уж то, как автор
описывает самостийное, выделенное курсивом внутренних правил и привычек
общество - тема отдельная. Тут автору совершенно плевать, хотя и весьма
деликатно, что кто-то вдруг кинется реинкарнировать те или иные, будто бы
случайно совпавшие даты, дабы узнать себя в расписанных с натуры в полный
рост сценах. Так, например, в романе "Зачем?", датированном 2003 годом,
полуофициальные лица предпочитают открыто не прилетать, а скромно прибывать
посуху. Но, тссс... - ни слова о политике!
  Автор в своих произведениях весьма умело использует наработки
как времён советской науки, так и её заокеанских предшественников -
совершенно по-павловски раскладывая персонажи на составляющие: тут вам и
рефлексы, пускай и насильно выделенные в пробирочку из чистого интереса,
зато от души, ну а вот здесь, смотрите, притаилась и сама душа, почти
свободная от внешних раздражителей. И даже Дарвин в новом романе "Вожделение
бездны", как выясняется, был вполне честным учёным, никогда не утверждающим,
что наш предок произошёл именно от обезьяны.
  Вполне безобидные пробросы из личного-девичьего в выдуманные
истории про человечество в целом приводят вас в полную уверенность, что всё
написанное действительно происходило в отдельно взятом государстве.
Складывается такое впечатление, что многое из того что "гоняют" теперь
телевизионщики с кинопрокатчиками - буквально слизано с одного из
неоднократно переизданных произведений Елены Черниковой - всё в этих романах
своевременно и парадоксально. Всему, даже вовсе не женскому найдётся
исключительное место. И ломаешь голову над тем, как это женщине пришло такое
на ум?!
  Но от пытливого ума читающего не ускользает и тот факт, что
еле уловимая семейная подоплёка или же лёгкая ирония какой-нибудь из героинь
смахивает на манеру обращения с миром самого автора. Что ж, каждый пишет,
как он дышит...
  И вот тут как раз можно добавить - чем он дышит - что будет
весьма кстати: "Любовь, от которой уходишь и уходишь, бежишь, как от
чумного барака, ждёт тебя за ближайшим поворотом с кистенём. Надо пройти
этот поворот, спрятаться от назидающей силы, привыкшей властвовать... ...сначала
кричишь от радости, потом ровно, как сестра милосердия с подносом, выходишь
с чувством исполненного - и всё..."
 
 
 Ольга ЖУРАВЛЁВА
|
|